Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина gpsoff.su на Яндекс.Маркете Пробки на Яндекс.Картах
Skype Me™!
SiteHeart

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Универсальный GPS трекер TR-203 от компании GlobalSat, который мы взяли для тестирования, уже адаптирован для российского рынка. Более того, данное устройство едва ли не наиболее универсальное на российском рынке: производитель заявляет, что TR-203 способен обеспечивать безопасность курьеров и других сотрудников, пожилых и больных людей, детей, отслеживать охотничьих собак и домашних животных, контролировать перемещение ценных грузов, легкового и грузового автотранспорта, а также может использоваться для контроля пассажирских перевозок и на сельскохозяйственных работах. Веб-сервис GPShome осуществляет поддержку данной модели трекера и позволяет отображать на карте текущее местоположение устройства и все его перемещения.

Многие прелести GPS трекеров, их возможности и характеристики различных моделей широко описаны на страницах всемирной паутины. Именно поэтому мы не будем останавливаться на теоретической стороне вопроса, а попытаемся установить на практике, какие задачи ему по плечу и насколько он подходит российскому пользователю.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 1. TR-203 в упаковке

Итак, перед нами трекер GlobalSat TR-203 в полной комплектации и фирменной упаковке. Приступаем к тестированию.

Внешний вид и комплектация

Сам трекер имеет достаточно добротный на вид корпус из белого пластика с двумя кнопками (кнопки включения/выключения сбоку и кнопки SOS по центру), гнездом для подключения кабеля mini-USB и слотом для SIM карты. Разъем USB и слот SIM карты плотно прикрыты резиновыми заглушками. Дизайн корпуса оригинальностью не отличается. На корпусе имеется три световых индикатора: питание, состояние GPS, состояние GSM. При размерах 79х42х18 мм устройство весит 71 грамм, что уже не позволяет отнести его к разряду миниатюрных. В корпусе трекера есть отверстие для крепления ремешка.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 2. Внешний вид

В комплект поставки входит сам трекер, диск с программным обеспечением и руководством по эксплуатации, сетевое зарядное устройство, USB кабель и чехол, который может использоваться как для ношения трекера на поясе, так и для закрепления его на ошейнике собаки.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 3. Содержимое упаковки

Подготовка к эксплуатации и настройка

Первым делом выбираем SIM-карту с подходящим тарифом и покилобайтным учетом GPRS трафика. Одновременно с этим заряжаем устройство (процесс зарядки полностью разряженного трекера занимает около четырех часов как от USB, так и от сетевого адаптера), после чего подключаем его по USB к компьютеру, включаем питание и переводим в режим настройки. Устанавливаем драйвер, который без труда обнаружился на диске из комплекта поставки, и переходим непосредственно к настройке.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 4. Подключение трекера по USB кабелю

Изменение конфигурации устройства осуществляется с помощью утилиты TR-203 Config Tool, доступной на сайте производителя globalsat.ru (на этом же сайте есть основная документация и все необходимые подробные инструкции на русском языке). Эта утилита скорей напоминает некую заготовку для специалистов, нежели готовый продукт для пользователей: небрежно оформленный интерфейс, явные неточности в реализации и отсутствие русского перевода говорят о том, что приложение еще сырое.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 5. Приложение TR-203 Config Tool

В комплекте к этому приложению производитель предлагает восемь различных профилей для операторов «большой тройки», где сделаны уже все необходимые настройки для работы с сервисом GPShome по GPRS, используя МТС, Билайн или Мегафон. Профили условно делятся на две группы: для настройки на регулярную передачу данных о местоположении через 0,5, 5, 10 и 30 минут соответственно, а также для настройки под конкретное использование: для родных, для курьера, для городского автомобиля, для дальнобойщика.

Каждый профиль обеспечивает определенную длительность работы трекера без подзарядки, а что касается четырех последних, то они отражают скорее представления производителей, а не потребности пользователей. Впрочем, любой из них можно взять за основу и уже настройкой отдельных параметров добиться желаемого.

Особого внимания заслуживает ручная настройка параметров: даже инженеру потребуется вникать в некоторые тонкости перед настройкой, не говоря уже о простых пользователях, которым, возможно, все-таки придется прибегнуть к помощи технических специалистов. В любом случае, перед тонкой настройкой устройства необходимо прочитать не только краткое руководство по настройке, но и пару глав общего руководства по эксплуатации.

Интересна другая особенность: устройство может быть настроено без подключения по USB, передавая команды управления по SMS. Конечно, в таком случае нужно будет еще глубже вникать в суть различных команд и их кодирование, но такая возможность позволяет управлять трекером в любое время из любого места, где есть связь. По этой же причине обязательно отключать все рекламные СМС сообщения оператора, а также СМС оповещения о платежах – они могут быть восприняты устройством как команда.

Трекер в работе: пешком по городу

Выбираем профиль «10 часов», который обеспечивает передачу данных о местонахождении трекера каждые 30 секунд, и загружаем его в устройство согласно инструкции. Трекер готов к работе, и мы отправимся с ним в небольшую прогулку по городу.

Устройство основано на высокочувствительном чипе MTK, что дает ему преимущества при работе в неблагоприятных условиях распространения радиоволн. Время холодного старта составляет порядка 40 секунд, а время горячего – около секунды.

Во время работы TR-203 передает информацию о местоположении, скорости и направлении движения и состоянии батарей по выбранному заранее каналу связи (в нашем случае по GPRS на сервер GPShome) c установленной частотой. Сервис GPShome представляет собой интерактивную карту с основой Google, на которой отображается текущее местонахождение трекера. Кроме этого, сервис дает возможность отобразить трек за указанный период времени.

Обойдя несколько кварталов с трекером в кармане, отобразим итоговый трек на сервисе GPShome.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 6. Трек после пешей прогулки

На этом рисунке есть два участка, в которых испытатель с трекером как будто бегал зигзагами. В действительности же, в этих местах испытатель находился внутри помещений, а «зигзагообразная» картина передвижения появилась благодаря ошибочному позиционированию в условиях отсутствия прямой видимости спутников.

Чтобы трек принял естественную форму, можно воспользоваться фильтрами отображения, предлагаемыми сервисом GPShome.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 7. Диалог установки фильтра

Они позволяют задавать минимальное количество спутников, верхнюю границу параметра HDOP (HDOPmax) и максимальную скорость: если параметры точки трека будут лежать в указанных пределах, то точка будет отображаться.

Напомним, что параметр HDOP определяет точность позиционирования в горизонтальной плоскости. Идеальная точность соответствует HDOP=1, и чем значение HDOP больше, тем выше ошибка позиционирования.

Попробуем немного поэкспериментировать с фильтрами. Как выясняется, максимальная скорость у нас не превышает 10 км/ч, а изменение минимального количества спутников особо не влияет на картину трека. Остается корректировать трек изменением HDOPmax (остальные параметры фильтра оставляем по умолчанию).

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 8. Картина трека прогулки при разных значениях HDOPmax

Как видно из рисунка, наиболее приближенный к реальности трек изображен на рисунке 6 г, при значении HDOPmax 1.2.

Пусть общий километраж нашей прогулки был небольшим, однако мы видим, что трекер достаточно точно передает свое местоположение. По крайней мере, этого достаточно, чтобы узнать, в какое здание вошел человек с трекером и сколько пробыл в нем.

Чехол, входящий в комплект поставки, дает возможность носить устройство на поясе, что довольно удобно при его размерах.

Трекер в работе: семейная безопасность

Теперь посмотрим, насколько TR-203, достаточно удобный на пеших прогулках, может обеспечить безопасность членам семьи. Часто родителей волнует вопрос о местонахождении их чада, да и ревнивого супруга может терзать мысль о том, где же сейчас его ненаглядная. В это время супруга может ехать в общественном транспорте, посещать магазины или салон красоты или идти пешком по неосвещенной улице, а нас больше волнует другой вопрос: насколько наш испытуемый TR-203 готов помочь тем, кто заботится о своих родных и близких.

Загружаем в трекер профиль настроек «родные», который, как следует из инструкции, передает координаты на сервер раз в три минуты при движении и раз в час, если находится на одном месте. Прикинув, что у нас по плану всего один день «слежки», а информативность при такой частоте сообщений невысока, уменьшаем интервал между отправкой координат до 30 секунд.

Устройство готово к работе. Помещаем его в дамскую сумочку и поудобней усаживаемся в кресло, а трекер с новой хозяйкой ждет прогулка до остановки, поездка в маршрутке, стояние в пробке, десятиминутная пробежка до офиса и скучный, но спокойный рабочий день, после которого все вышеописанные действия следуют в обратном порядке.

Забегая вперед, стоит отметить, что и здесь трекер прекрасно справился со своей задачей. Правда, есть одно «но»: подобранные нами при прогулке фильтры не подходят при передвижении в транспорте, металлический кузов не дает прямой видимости спутников. Отрегулируем фильтр так, чтобы трек соответствовал действительности:

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 9. Картина трека при различных типах передвижения (пешком + в общественном транспорте) при разных значениях HDOPmax

Что касается безопасности, TR-203 имеет еще одну ключевую возможность: на корпусе устройства расположена кнопка экстренного вызова, или кнопка SOS. В случае экстраординарной ситуации (например, когда потребуется какая-либо помощь), человек, у которого будет находиться трекер, сможет оповестить нажатием кнопки члена семьи или диспетчера. На сервисе GPShome нажатие кнопки SOS выглядит следующим образом:

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 10. Поступила информация о нажатии кнопки SOS

Устройство позволяет задавать и дополнительное действие для этой кнопки, и помимо передачи информации о ее нажатии на сервер, можно, например, настроить отправку СМС на определенный номер или сразу на несколько номеров. Конструктивно кнопка выполнена таким образом, что случайное нажатие практически исключается: она утоплена в корпусе, и для срабатывания требует нажатия и удержания в течение нескольких секунд. Об успешном срабатывании трекер проинформирует вибрацией.

В общественном транспорте точность позиционирования напрямую зависит от того, насколько близко устройство располагается к окну. Чем ближе к окну, тем лучший обзор неба и тем больше спутников задействовано.

Естественно, что в помещениях, особенно в многоэтажных домах или в подвалах, где прямая видимость спутников невозможна, а стены достаточно толсты и составляют существенное препятствие для распространения радиоволн, позиционирование становится невозможным. В таком случае, трекер продолжает передавать информацию о состоянии батареи, а его местонахождение соответствует последней известной позиции, при этом отображается время, в которое эта позиция была передана.

Также хорошо себя зарекомендовал встроенный в устройство датчик движения. В то время, когда трекер неподвижен, нет необходимости передавать данные о его местонахождении часто. Таким образом, задействовав датчик, мы не только избавляемся от избыточных данных, не несущих информацию, но и получаем возможность экономии заряда аккумулятора и GPS трафика.

Трекер в работе: поездка на автомобиле

Прежде всего, в этом разделе хотелось бы отметить следующее: несмотря на все заверения производителя, универсальный GPS трекер TR-203 не приспособлен к постоянному использованию в автомобиле. Это, наверное, самая большая проблема всех универсальных устройств – они не могут идеально подходить одновременно для всех вариантов применения. Если вы выбираете устройство для обеспечения безопасности своей машины, например для того, чтобы быстро найти ее при угоне – лучше посмотреть другие варианты.

Устройство совсем не предусматривает подключение его к электросети автомобиля: отсутствует не только возможность прямого подключения, но и автомобильная зарядка от прикуривателя. Следовательно, длительное использование в авто, и уж тем более сопровождение дальних рейсов стает проблемной задачей. Тем не менее, трекер все же можно использовать, например, для контроля перемещения курьера, сервисных инженеров с выездным характером работы или автомобиля службы доставки. Итак, садимся за руль автомобиля и направляемся в другой район через весь город.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 11. Картина трека при передвижении на авто

Трекер уверенно держит связь со спутниками как сверху на приборной панели, так и в бардачке. Во время стоянки он отмечает одну точку, с указанием времени начала и окончания простоя. Довольно удобно и наглядно:

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 12. Отображение информации о стоянке

Естественно, каждая точка трека содержит информацию о скорости и направлении движения, а также о количестве спутников, которые использовались для определения позиции. Было бы неплохо, если бы кроме этого по каждой точке выводилась информация по значению HDOP, это бы позволило судить о точности определения координат. Но разработчики GPShome, видимо, посчитали это ненужным.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 13. Информация о точке трека

Кроме этого, сервис GPShome позволяет установить верхний предел скорости, при превышении которого диспетчер получит сообщение. Это может быть полезным в том случае, если работодатель заинтересован в соблюдении дисциплины работником, и намерен контролировать соблюдение правил дорожного движения. К слову, в странах Запада подобные возможности используют страховые компании для расчета размера страховки под конкретного водителя.

Впрочем, максимальную скорость можно контролировать как средствами сервиса GPShome, так и средствами самого трекера, настроив его на отправку СМС в случае превышения определенной планки скорости.

Трекер в работе: дополнительные функции

TR-203 поддерживает отправку данных о местоположении как по GPRS (протоколы HTTP, TCP и UDP), так и по SMS. Кроме этого, можно в дополнении к GPRS каналу настроить отправку сообщения при каком-либо событии, например при нажатии кнопки SOS.

Также трекер имеет функцию оповещения о входе на заранее отмеченную территорию или о покидании ее. Такая функция называется контроль геозон и позволяет выполнять заранее установленное событие (например, отправку СМС или GPRS сообщений с координатами) в случае нахождения внутри зоны или вне ее или при пересечении границы зоны. Границы зон задаются координатами двух точек – углов прямоугольника. Можно задавать несколько зон, охватывая таким образом территорию со сложным контуром. В дополнение к этому, можно установить вывод сообщений по определенным дням недели в заранее заданное время – это позволит, например, видеть местонахождение курьера в рабочее время и обеспечит ему тайну личной жизни.

Не менее интересна функция голосового мониторинга. В настройках устройства можно задать номер, с которого будут разрешены входящие звонки на трекер. Благодаря встроенному микрофону, звонящий сможет слушать все, что происходит вокруг трекера. Эту же функцию можно использовать и иначе: например, настроить на нажатие кнопки SOS набор определенного номера, и после установления связи можно описать суть проблемы.

Устройство также может работать в качестве GPS логгера (фиксировать с определенной частотой позицию без передачи ее по GSM). Частота, с которой TR-203 будет записывать точки в логе, устанавливается в настройках. Для выгрузки треков доступно приложение DataLoggerTool, которое можно скачать на сайте производителя.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 14. Приложение DataLoggerTool

Несмотря на примитивный интерфейс, приложение позволяет сохранять треки в формате KML (для дальнейшего просмотра в программе Google Earth), а также корректировать некоторые настройки логгера.

Универсальный GPS трекер TR-203: взгляд со стороны практики

Рис. 15. Данные с логгера в формате KML

Устройство также будет работать как логгер в том случае, если по какой-либо причине отсутствует GSM связь. В таком случае трекер зафиксирует данные о позиции, направлении движения и скорости согласно конфигурации в буферную память, а как только связь будет восстановлена – начнет отправку сохраненных данных.

Заключение

После нескольких дней тестирования трекера в разных условиях эксплуатации мы можем сделать некоторые выводы. Итак, GPS трекер TR-203 идеально подходит для курьеров и работников с разъездным характером работы, для личного применения и обеспечения безопасности членов семьи, детей, престарелых людей; а также ограниченно подходит для использования в автомобиле (при поездке на дальние дистанции – только при выборе режима экономии энергопотребления, а это автоматически повлечет за собой увеличение интервалов между сообщениями с данными о позиции до получаса и более). Мы не протестировали использование устройства с животными, однако для постоянного ношения питомцем он, на наш взгляд, все же великоват.

Сервис GPShome, бесплатную версию которого мы использовали в тестировании, позволяет отслеживать устройство в любом месте, где есть доступ к сети Интернет.

Бесплатная версия сервиса имеет следующие ограничения:

• история перемещений трекеров сохраняется только в течение 24х часов, а история событий (таких, как нажатие кнопки SOS и сообщения о низком заряде батареи) – в течение трех суток; 
• одновременно можно подключить три различных трекера; 
• геозоны произвольного размера и генерация отчетов не поддерживается.

На данный момент GPShome не предусматривает возможность открытой публикации трека в режиме реального времени, которая была бы полезна для того, чтобы поделиться с друзьями по социальной сети или создать информер на сайте. Но сервис в настоящее время развивается, как говорится, «на глазах»: в период тестирования была добавлена новая функция расчета времени стоянки.

Выделим положительные и отрицательные стороны самого трекера.

Плюсы:

• Большая гибкость в настройке в сочетании с простотой использования самого устройства; 
• Возможность управления трекером по СМС; 
• Достаточно высокая чувствительность и точность позиционирования благодаря чипу MTK; 
• Экономичное использование GPRS канала (за 5 дней тестирования общий объем переданных трекером данных составил полмегабайта); 
• Функция голосового мониторинга.

Минусы:

• Отсутствует отлаженный визуальный интерфейс для настройки устройства, что потребует определенную квалификацию обслуживающего персонала; 
• Небольшая емкость батареи (900 мАч) для устройства такого класса, что в свою очередь сказывается на продолжительности работы трекера; 
• Отсутствует возможность подключения к электросети автомобиля без дополнительных приспособлений.

Автор Василий Довгошей

www.gps-club.ru

GPSoff Навигационные Коммуникации - Продажа и Тех.поддержка GPS Навигации, GPS карт, Систем GPS Контроля и Радиосвязи. © GPSoff
Рейтинг GPS Клуба. GPS навигаторы. GPS мониториг. GPS трекеры. ГЛОНАСС
Рейтинг@Mail.ru